Этапы парусного судостроения (статья)



Этапы парусного судостроения (статья)

Сообщение morepages » 14 ноя 2010, 18:40

По времени парусное судостроение разделяют на четыре этапа:
Первый - вторая половина XVI века - XVIII век.
Второй - XVIII век.
Третий - до середины XIX века.
Четвертый - полное отторжение парусного флота, на его место приходят паровые корабли, обитые броней и с дополнительной парусной экипировкой.
В первый этап значительно улучшилась оснастка кораблей. Например, если корабль английского флота "Грет Гарри" имел четыре мачты, без стеньг, то на последующие корабли ставили только три мачты - фок, грот - и бизань мачту. Стеньги позволяли приспособить на мачтах третий прямой парус. Корпуса же были построены по следующей схеме: нос и корма делались много выше
середины, а борта имели уклон внутрь судна. Верхняя палуба получалась тесной, что мешало при работе с парусами, зато судно было лучше защищено от абордажа. Тросы, которыми крепили мачты, натягивались под очень острым углом, потому крепление получалось не очень надежным и мачты часто ломались. Круглые марсы заменены четырехугольными. Бизань - мачта несла один косой парус, косых парусов между мачтами и бушпритом не было. Позднее были введены косые паруса, крепившиеся на растяжках, державших мачты в продольной плоскости (штагах). Эти паруса назывались стакселями и использовались при боковом ветре.
Корабли этого периода делились на пять рангов (второй и третий ранги еще подразделялись на разряды, по два в каждом). Корабли первых трех рангов имели на вооружении 40 - 100 орудий и назывались линейными кораблями, так как они считались способными участвовать в морских сражениях целых флотов. Корабли четвертого и пятого рангов имели 18 - 40 орудий и назывались просто военными кораблями (орудия калибра ниже 76м.м(3 фунта) при присвоении ранга не учитывались). Кроме боевых кораблей в состав флотов входили и небольшие суда разных типов, они выполняли патрульные, транспортные и посыльные обязанности.
morepages

Аватар пользователя
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 15:58


Re: Этапы парусного судостроения (статья)

Сообщение morepages » 14 ноя 2010, 18:40

В середине XVII века в военных флотах вводятся однодечные корабли нового типа - фрегаты, которые обладали высокой скоростью и использовались для крейсерства в дальних морях. Фрегаты использовались для срочных донесений, разведки, поддержки своих кораблей и наблюдений за противником. От линейных кораблей, помимо размеров, фрегаты отличались более узким и легким корпусом, что и способствовало высокой скорости. Конструкция военного фрегата была позаимствована у каперов Северной Франции. Первый фрегат был построен в Англии в 1646 году Ф.Петтом.
В XVII веке в бою стали широко применяться брандеры - небольшие парусные суда, битком забитые взрывчатыми и зажигательными веществами. Эти корабли, на реях которых крепились абордажные крючья, пускались по ветру для сцепления с неприятельскими судами и их последующим уничтожением. Специально брандеры не строили, а использовали старые суда.
Линейные корабли были 40 - 64 метров в длину и 10 - 17 метров в ширину. Корабли четвертого и пятого рангов были длиной 23 - 35 метров, а шириной - 6.3 - 9 метров. Фрегаты не превышали 30 метров в длину и 5.4 метра в ширину. Корабли первого и первого разряда второго ранга были трехдечными ( имели три батарейные палубы). Все остальные были двухдечными и однодечными. Число орудий на кораблях трех первых рангов колебалось от 40 до 112; на остальных - от 18 до 40, а на фрегатах ставили от 8 до 16 стволов. Наибольший калибр орудия того времени был 190 м.м (48 фунта)- такие пушки ставились только на нижней батарее самых больших кораблей. Однако, обычно максимальный калибр на судах первых рангов не превышал 175 м.м (36 фунта). На средней батарее ставились 150 м.м (24 фунта) пушки, а на верхней - 122- или 136м.м (12 - 18 фунта), наконец, 107 м.м пушки (8 фунта) ставились на верхней палубе. На кораблях второго и третьего рангов наибольший калибр составлял 24 фунта, четвертого и пятого - 18 фунтов. Орудия были бронзовые литые или железные кованые. Но если на судне размещался командующий флотом, адмирал или вице - адмирал, то все орудия были бронзовыми. На кораблях начальников эскадр две трети пушек были бронзовыми, остальные - железными. На всех других судах бронзовые и железные орудия были в равном количестве. Бронзовые орудия были намного прочнее и легче, к тому же бронзовые орудия никогда неожиданно не взрывались, лишь появлялось небольшое вздутие, свидетельствовавшее о выходе из эксплуатации орудия.
Для второго этапа характерно увеличение размеров кораблей, изменение количества орудий на борту, а также некоторое улучшение в вооружении и оснастке. Разряды в рангах были упразднены, хотя количество рангов было увеличено до восьми. Фрегаты также были разделены на три ранга, появились корветы - самые малые трехмачтовые военные суда. Их отличительной особенностью было то, что корветы имели только одну артиллерийскую батарею, расположенную на верхней палубе.
Линейные корабли первых трех рангов были трехдечными, а двухдечные корабли разделялись на четыре ранга (с четвертого по восьмой). Количество орудий на трехдечных судах было от 90 до 120, на остальных в зависимости от ранга - от 50 до 80 орудий. На фрегатах разных рангов - 20 - 40, а на корветах - 12 орудий.
Надо сказать, от ранга зависело не только число, но и мощность пушек. Корабли первых шести рангов имели в нижних деках орудия 36-фунтового калибра, а более низких рангов- 24-фунтового калибра; на средних деках ставились 12-фунтовые или 18-фунтовые; на верхних - 8-фунтовые или 12-фунтовые; на верхней палубе в полудеках, расположенных на баке и юте, ставили 4-фунтовые или 6-фунтовые орудия. Фрегаты, в зависимости от ранга, имели на батарейной палубе 8-,12 или 18-фунтовые орудия. Корветы вооружались 4-фунтовыми пушками.
Также улучшилась форма корпуса кораблей. Намного уменьшился наклон бортов вовнутрь судна, вследствие чего палуба стала просторнее. Еще были отменены многоэтажные юты и баки, уменьшен гальюн, упрощены украшения. Оконечностям корабля стали придавать более красивые, а подводным частям - более плавные очертания. Все это способствовало увеличению скорости хода и стойкости судна.
morepages

Аватар пользователя
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 15:58

Re: Этапы парусного судостроения (статья)

Сообщение morepages » 14 ноя 2010, 18:40

В оснастке также было много перемен. Выше стеньги стали прикреплять Брам-стеньги - это позволило ввести четвертый ряд прямых парусов, поднимаемых на мачтах.
Было усовершенствована артиллерия. Наибольшая дальность стрельбы достигла 600 метров, значительно повысилась скорострельность. Благодаря введению картузных зарядов и тренировке личного состава она достигала одного выстрела в три минуты. Это был смертельный приговор для всего гребного флота, поэтому встреча галер с крупным боевым парусным судом всегда заканчивалась плачевно для первых.
Характерной особенностью третьего этапа было то, что сортировка по рангам снова была изменена, а размеры кораблей претерпели еще большое увеличение. Одновременно были увеличены калибры орудий и введено однообразное вооружение кораблей пушками одного калибра. Корабли отныне подразделялись на четыре ранга. Корабли первого и второго рангов вооружались 100 и 135 орудиями и достигали в длину 65 -70 метров, в ширину - 16 - 19 метров. Корабли третьего и четвертого рангов имели по 80 и 90 орудий. Фрегаты делились на три ранга, вооружались 40,50 и 60 орудиями, их длина теперь составляла 47 - 55 метров, ширина - 12 - 14 метров. Корветы делились на два ранга, вооружались 24 и 30 орудиями, строились длиной 35 - 40 метров, шириной - 9 - 10 метров.
Появился новый тип корабля - бриг. Бриги первого ранга имели 20 орудий, второго - 18. Бриг оснащался двумя мачтами, корпус имел только одну нижнюю палубу. Эти корабли использовались в основном для морских полицейских операций, обеспечениям быстрой связи между отдаленными портами, в бою эскадр в роли "передатчиков сигналов". Дело в том, что в колонне из 60 кораблей было невозможно разглядеть сигналы флагманского корабля, который обычно располагался в центре. А несколько бригов, следуя параллельным курсом, повторяли флажные сигналы, которые все видели со стороны.
Во второй половине XIX века в России вводиться новый тип военного судна - клипер, отличавшийся острыми обводами корпуса,большой площадью парусов и высокой скоростью хода. Вооружение клипера было немногочисленно, и поэтому суда этого типа служили для дозора и посыльной службы.
Количество членов экипажа на кораблях зависело от числа и калибра орудий. На борту кораблей первого и второго рангов экипаж составлял 900 - 1100 человек, на остальных - 680 - 810 человек; на фрегатах - 326 - 513 человек; на корветах - 166 - 288; на бригах - 113 человек. Значительно улучшилась конструкция кораблей. С введением дополнительного крепления, корабли стали строить длиннее. Железо стало во многом заменять дерево: например, подводную часть стали обшивать медью. Корму стали делать круглой, а палубу просторнее. Крытые баки были отменены, а крытые юты ограничены одним ярусом. Внешние обводы получили более гармоничные очертания. Во всех деках была введена однокалиберные орудия. Внутренняя планировка была улучшена для более рационального размещения грузов, посадка кораблей на воде смотрелась очень красиво.
morepages

Аватар пользователя
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 15:58

Re: Этапы парусного судостроения (статья)

Сообщение morepages » 14 ноя 2010, 18:42

Линейные корабли вооружались 30- 36- и 40-фунтовыми орудиями, фрегаты первых двух рангов вооружались 30- и 36-фунтовыми орудиями, третьего ранга - 24-фунтовыми.
В это время фрегаты считались самыми красивыми и совершенными по боевой конструкции кораблями, обладая прекрасными мореходными качествами. Крупные фрегаты по силе орудий мало чем отличались от линейных кораблей, поэтому они могли сражаться бок о бок в морском сражении. Корветы имели 24- и 30-фунтовые пушки. Эти корабли были слабее фрегатов, хотя использовались для этих же целей. Бриги вооружались 18-и 24-фунтовыми орудиями.
Боевые корабли окрашивались черной краской, а по линии орудийных портов проводились широкие белые полосы на всю высоту портов. Из этого следует, что 100-пушечные корабли красились черной меткой с тремя продольными белыми полосами, 80- и 70-пушечные имели две полосы, однодечные - одну. Корабли, не имевшие деков, окрашивались черной краской сплошь, иногда по корме борта делали неширокую белую полосу. Чтобы оценить размеры крупных линейных кораблей, можно рассмотреть 120-пушечный корабли французского флота "Вальми". Считали, что этот крупный линкор (даже по нынешним меркам) был апогеем военно-парусного кораблестроения. "Вальми" имел около 5000 тонн водоизмещения и длину 76 метров. Такие корабли были настоящими королями океана, выдерживая более ста попаданий из пушек по корпусу, что не удивительно, учитывая толщину их бортов (50 с.м). Жизнь такого корабля могли лишь подорвать пожары и корабельные черви.
На этом моменте и заканчивается история парусного флота, на смену ему идут паровые суда. С этого момента и начинается четвертый этап.

Материал взят полностью с сайта Красной Эскадры w-w-w=seadogs=ru (вместо тире ничего, а на месте рано - точки) из статьи под название "Лучший из парусников".
morepages

Аватар пользователя
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 15:58


Вернуться в Сделай сам

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron